Каждая глагольная форма - TENSE - описывает действие/состояние cсубъекта/предмета во времени с помощью смыслового глагола. Для 

описания характера этого действия ( происходит каждый день,началось недавно и скоро закончится, только что произошло и т.д. ) 

используются так называемые ASPECTS - SIMPLE, PROGRESSIVE, PERFECTи PERFECT PROGRESSIVE, однозначно определяющие вспомогательный глагол. Таким образом, мы получаем правило, показывающее нам, какие морфологические изменения надо произвести в смысловом и вспомогательных глаголах, чтобы адекватно выразить описываемое действие, и, обратно, по названию данного TENSE можно определить время действия ( TIME ) и его характер ( ASPECT ). Это выгодно отличает английский от русского и других языков, где время и

характер действия/состояния отображаются только морфологически(приставки/суффиксы).  Поскольку простых времен у нас три - PAST,

PRESENT и FUTURE, то казалось бы, мы должны иметь 12 TENSES ( 3 *4 ). Но формы будущего времени ни у простых, ни у вспомогательных глаголов нет ( см. табл. 1 ) и действия/состояния в будущем времени мы описываем либо с помощью PRESENT/PAST TENSES (см.ниже), либо с помощью модальных глаголов (в первую очередь,конечно will/shall, но и другие modals подходят для этой цели. Поэтому иногда и говорят, что в английском языке "нет будущего времени". На самом деле FUTURE TIME конечно, есть, но FUTURE TENSE - грамматической формы со своим вспомогательным (не модальным!) глаголом, изменяемым по числу и лицу - не существует. В соответствии со всем сказанным выше мы имеем четыре группы TENSES - для всех случаев применения вспомогательных глаголов (PRESENT/PAST), что дает нам всего 8 различных TENSES.

1. Группа SIMPLE - auxiliary to do:

PRESENT SIMPLE - только смысловой глагол в настоящем времени:

She sings in a bar.

I love you.

We are here.

It is true. People never believe strangers.

PAST SIMPLE - смысловой глагол в форме прошедшего времени:

She sang in a bar. I loved her.

We were here.

It was true. Jerry lived in L.A.

Так как -ing и -ed participle не являются самостоятельными глаголами, то этими двумя временами - PRESENT и PAST - исчерпывается группа SIMPLE.

2. Группа PROGRESSIVE: auxiliary "to be".

"Тo be" требует -ing participle смыслового глагола, и чтобы образовать все возможные времена в этой группе, мы должны 

взять все формы настоящего и прошедшего времени "to be" и получить соответственно: 

PRESENT PROGRESSIVE: и PAST PROGRESSIVE:

I am writing. The sun was shining.

She is singing. I was strolling.

John is having dinner. She was singing.

You are sitting. You were telling lies.

We are smiling at each other. We were telling the truth.

3. Группа PERFECT: auxiliary "to have".

"To have" требует -ed participle смыслового глагола и, аналогично группе PROGRESSIVE, два времени в этой группе  соответствуют формам настоящего и прошедшего времени auxiliary "to have". 

I have done it.

She has never seen a white man.

Jack has never lived in N.Y. all his life.

We have divorced.

People have forgotten the lesson the world taught them.

I had never done it before.

It had never been like this before we got married.

Paul hadn't had a slightest headache before he met a doctor.

They had lived in the mountains for ten years when the

earthquake started.

4. PERFECT PROGRESSIVE: auxiliary "to have been"

Соответственно имеем:

I have been living in this town too long.

She has been looking for another man.

You have been lying to me all this time!

We have been speaking all night.

I had been waiting for an hour when she arrived.

TENSES хорошо изображаются таблицей . Для примера взят глагол "take". 

PRESENT AND PAST TENSES

┌───┬───────────┬────────────────┬────────────────┬───────────────┐

│ │ SIMPLE │ PROGRESSIVE │ PERFECT │ PERFECT │

│ │ │ │ │ PROGRESSIVE │

├───┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ │*auxiliary-│ auxiliary - │ auxiliary - │ auxiliary - │

│ │ (to do) │ to be │ to have │ to have been │

├───┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ P │ I ─┐ │ I am─┐ │ I ──┐ │ I ──┐ │

│ R │ you │ │ you ─┐ │ │ you │ │ you │ │

│ E │ we │take│ we are│ │ we have─┐ │ we │have─┐ │

│ S │ they─┘ │ they─┘ │ │ they─┘ │ │ they│ │ │

│ E │ │ │taking│ taken│ ─┘ been │

│ N │ he ─┐ │ he ─┐ │ │ he ─┐ │ │ he ─┐ taking│

│ T │ she │takes│ she is─┘ │ she has ─┘ │ she │has ─┘ │

│ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │

├───┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ │ I ─┐ │ I was─┐ │ I ─┐ │ I ─┐ │

│ │ you │ │ you ─┐ │ │ you │ │ you │ │

│ P │ we │ │ we were │ │ we │ │ we │ │

│ A │ they│ │ they─┘ │ │ they │ had │ they │ had │

│ S │ │took │ taking│ ├─ taken │ ├─ been │

│ T │ he │ │ he ─┐ │ │ he │ │ he │ taking│

│ │ she │ │ she was─┘ │ she │ │ she │ │

│ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │

└───┴───────────┴────────────────┴────────────────┴───────────────┘

*

Вспомогательный глагол to do группы SIMPLE применяется обычно для образования вопросительных и отрицательных конструкций (поэтому мы и не видим его в таблице , составленной для утвердительных предложений), однако он используется в эмфатических

(усилительных) конструкциях и, таким образом, обретает некое равноправие с to be и to have : I don't like him. Do you like

him? I do like him.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Альтернативные вопросы, т.е. такие, ответом на которые могут быть только "да" или "нет", образуются вынесением в начало предложения первого вспомогательного глагола в нужной форме( для группы SIMPLE глагола "to do", для группыPROGRESSIVE глагола "to be", для группы PERFECT глагола "to have"):

Are you sleeping?

Have they been fighting?

Were they speaking English when you came in?

Do you like dancing?

Did they live there in 1967?

Если "to be" - смысловой глагол в предложении ( быть, являться ),то он и выносится в начало.

Are you a journalist?

Is your name John?

Was he the person you lived with in N.Y.?

Если "to have" - смысловой ( иметь, обладать ), то предпочтительнее в качестве вспомогательного использовать "to do": 

Do you have any money? (1)

Did you have a good time yesterday? (2)

Если как альтернативный вариант (1) в Великобритании еще можно услышать "Have you any money?" (правда, все реже и реже - 

американское влияние), то никакой альтернативы (2) уже не осталось. 

2. Для общих вопросов используются вопросительные слова: who,whom, whose, what, which, when, where, why, how, how many etc.

Вопросы к подлежащему образуются заменой подлежащего на вопросительное слово. 

Who lives here?

What is it?

Which girl loves you?

Вопросы к остальным словам в предложении образуются вынесением вперед, на место после вопросительного слова, первого вспомогательного глагола в нужной форме.

What do you want?

Where do you live?

When are you coming?

Why is she crying?

How long have you lived here?

Whom do you like best? ( informal: who )

3. В вопросах к предложному дополнению предлог обычно переносится в конец предложения ("русский" вариант - только в формальной 

речи):

What do you carry water in?

In what do you carry water? ( formal )

What are you laughing at?

At what are you laughing? ( formal )

Whom do you live with? ( normal )

Who do you live with? ( informal )

( типично для разговорной речи )

With whom do you live? ( formal )

4.

Важную группу альтернативных вопросов составляют т.н.

tag-questions, весьма отдаленно напоминающие русское "не так ли?" или французское "n'est-ce pas?". Наиболее распространенные типы - "отрицательный" тэг после утвердительного предложения и "положительный" после отрицательного предложения. 

You've met him, haven't you?

You haven't met him, have you?

You like him, don't you?

You don't like him, do you?

Ключевую роль для определения смысла тэга играет его интонация. Если она падающая, то тэг выражает обыкновенный запрос на 

подтверждение. Если она восходящая - говорящий сомневается в истинности утверждения, сформулированного в главном предложении, и хочет узнать, "как оно на самом деле". (В главном предложении интонация обычно падающая или нейтральная.) 

Встречаются и "положительно-положительные" и "отрицательно-отрицательные" конструкции. Они могут выражать широкий спектр

чувств и намерений говорящего: от простого вопроса (You've locked the door, have you?) до сарказма (You think you're funny, do you?), недовольства (So you don't like my cooking, don't you? и даже угрозы (You've done that again, have you?).

Каким бы не было значение тэга, используемый в нем вспомогательный глагол - "эхо" вспомогательного глагола главного предложения: have - haven't, was - wasn't, couldn't -could и т.д. Если же в главном предложении нет вспомогательного глагола (группа SIMPLE), то в тэге используются, естественно, do, does, did.

В конструкциях типа "there is..., there was ..." "there" выполняет роль подлежащего и в тэге: "There was a book on the table, wasn't there?". Если подлежащее в главном предложении -неопределенно-личное местоимение, в тэге используется "they": "Everyone has been told what to do, haven't they?"